Явный признак кризиса — это потеря денег, но я хочу рассказать про неявные признаки, не обращать внимание на которые крайне опасно.
1. Собственник занят в бизнесе 24/7
Это говорит о том, что в компании нет команды, а есть только набор сотрудников, которым собственник не доверяет. Если собственник привык вмешиваться во все процессы, команда привыкает не брать на себя ответственность за свою работу. В результате любой, даже кратковременный, отпуск собственника сильно бьет по показателям бизнеса.
Решение — собственнику в первую очередь важно поработать с мышлением, например с бизнес-коучем, т.к. у него в голове множество ограничивающих установок, мешающих качественному делегированию.
Например, мнение, что никто не сделает лучше него, наличие страха нанимать сильных сотрудников и так далее. А это только часть установок.
Я еще не видела ни одного стабильно растущего бизнеса, где собственник занят 24/7. Для качественного стратегического планирования у собственника должна быть свободная от рутины голова. Многие успешные бизнесмены говорят, что гениальные идеи по развитию бизнеса им приходят именно во время отдыха.
2. Годовые обороты стоят на месте.
Даже если годовой оборот миллиардный, это неважно. Если нет ежегодного прироста, компания в кризисе.
Тут может быть 2 причины:
Неактуальный продукт.
В этом случае логично, что конкуренты с актуальными продуктами будут с каждым годом наращивать обороты, забирая все бОльшую долю рынка. Решение — доработка продукта или смена ниши.
Слабый маркетинг и продажи.
Решение — если продукт актуальный и качественный, то нужно сделать так, чтобы как можно большее количество потенциальных покупателей узнали о вашем продукте и захотели его купить, т.е поработать над продвижением.
Но тут есть нюансы. Перед тем, как начать продвижение, очень важно понимать, кто ваша целевая аудитория и что она хочет. В противном случае это будет слив рекламного бюджета.
Критическая ошибка в кризис — урезать бюджеты на продвижение и экономить на отделе продаж. Отдел продаж — это люди, которые приносят деньги в компанию. На рынке есть множество специалистов, которые помогают выстроить отделы продаж.
Есть мнение, что менеджеры по продажам не должны получать больше 100.000. Я с этим не согласна и не рекомендую обращаться к специалистам по построению отдела продаж с таким мнением.
В стабильно растущих компаниях опытные менеджеры по продажам получают более 100.000 рублей, тут важна правильно выстроенная система мотивации.
3. Текучка кадров.
Причин тут может быть несколько: найм неподходящих сотрудников, неправильное распределение обязанностей, тотальный контроль руководства, отсутствие психологического комфорта в коллективе и неэффективная система мотивации. Важно замерять уровень удовлетворенности сотрудников.
В книге «От хорошего к великому» есть одна великолепная фраза: «Сначала кто, потом что». Эта фраза говорит о важности команды. С правильно сформированной командой компания может относительно безболезненно сменить направление деятельности на более перспективное, если в этом возникает необходимость. Чтобы компания стабильно росла нужна сыгранная команда. Любой новый сотрудник проходит адаптационный период, однако при быстрой текучке кадров сложно сформировать хорошую команду.
Решение — бизнес-коуч с сильной компетенцией по командообразованию. Коучинговый стиль управления — самый эффективный стиль. Задача собственника компании — научиться самому и научить своих руководителей такому стилю управления.
Не многие знают, что успех Apple, Google и других великих компаний обязан тому, что с помощью коуча Билла Кэмпбелла были сформированы результативные команды и психологический комфорт в коллективах.
4. Сотрудники не заинтересованы в росте компании.
Частая причина — директивный стиль управления (как в 90-х) или неверная система мотивации.
Решение — дать больше свободы команде через работу с мышлением собственника и настроить систему мотивации так, чтобы сотрудники были заинтересованы в росте компании. Планы должны быть адекватными и не иметь цели срезать зарплаты сотрудников. Поверьте, что команда, которой дают возможность генерить идеи и брать ответственность за их реализацию — двигатель компании.
5. Недовольство клиентов.
Малое количество компаний замеряет уровень удовлетворенности клиентов и показатели повторных продаж. С каждым годом конкуренция растет все больше, клиенты становятся более требовательными.
Важно создавать вау-эффект у своих клиентов. Нужно только правильно определить, в чем именно он должен проявляться, чтобы это было экономически выгодно.
Решение — определить ключевые клиентские ценности и стать в этом лучше конкурентов. Как определить? Проводить стратегические сессии с командой.
Масштаб бизнеса равен масштабу мышления собственника. За каждым собственником стабильно развивающейся компании стоит либо бизнес-коуч, либо бизнесмен-наставник, обладающий навыками коучингового управления.
Инструменты тоже важны, но детально изучать инструменты и виртуозно ими владеть должна команда, а не собственник. Поэтому формирование правильной команды имеет важнейшее значение.
кризисный бизнес-коуч Анастасия Амелькина