Явный признак кризиса — это потеря денег, но я хочу рассказать про неявные признаки, не обращать внимание на которые крайне опасно.
1. Собственник занят в бизнесе 24/7
Это говорит о том, что в компании нет команды, а есть только набор сотрудников, которым собственник не доверяет. Если собственник привык вмешиваться во все процессы, команда привыкает не брать на себя ответственность за свою работу. В результате любой, даже кратковременный, отпуск собственника сильно бьет по показателям бизнеса.
Решение — собственнику в первую очередь важно поработать с мышлением, например с бизнес-коучем, т.к. у него в голове множество ограничивающих установок, мешающих качественному делегированию.
Например, мнение, что никто не сделает лучше него, наличие страха нанимать сильных сотрудников и так далее. А это только часть установок.
Я еще не видела ни одного стабильно растущего бизнеса, где собственник занят 24/7. Для качественного стратегического планирования у собственника должна быть свободная от рутины голова. Многие успешные бизнесмены говорят, что гениальные идеи по развитию бизнеса им приходят именно во время отдыха.
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_683,h_1024/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2024/02/biznes-kouch-anastasija-amelkina-683x1024.jpg)
2. Годовые обороты стоят на месте.
Даже если годовой оборот миллиардный, это неважно. Если нет ежегодного прироста, компания в кризисе.
Тут может быть 2 причины:
Неактуальный продукт.
В этом случае логично, что конкуренты с актуальными продуктами будут с каждым годом наращивать обороты, забирая все бОльшую долю рынка. Решение — доработка продукта или смена ниши.
Слабый маркетинг и продажи.
Решение — если продукт актуальный и качественный, то нужно сделать так, чтобы как можно большее количество потенциальных покупателей узнали о вашем продукте и захотели его купить, т.е поработать над продвижением.
Но тут есть нюансы. Перед тем, как начать продвижение, очень важно понимать, кто ваша целевая аудитория и что она хочет. В противном случае это будет слив рекламного бюджета.
Критическая ошибка в кризис — урезать бюджеты на продвижение и экономить на отделе продаж. Отдел продаж — это люди, которые приносят деньги в компанию. На рынке есть множество специалистов, которые помогают выстроить отделы продаж.
Есть мнение, что менеджеры по продажам не должны получать больше 100.000. Я с этим не согласна и не рекомендую обращаться к специалистам по построению отдела продаж с таким мнением.
В стабильно растущих компаниях опытные менеджеры по продажам получают более 100.000 рублей, тут важна правильно выстроенная система мотивации.
3. Текучка кадров.
Причин тут может быть несколько: найм неподходящих сотрудников, неправильное распределение обязанностей, тотальный контроль руководства, отсутствие психологического комфорта в коллективе и неэффективная система мотивации. Важно замерять уровень удовлетворенности сотрудников.
В книге «От хорошего к великому» есть одна великолепная фраза: «Сначала кто, потом что». Эта фраза говорит о важности команды. С правильно сформированной командой компания может относительно безболезненно сменить направление деятельности на более перспективное, если в этом возникает необходимость. Чтобы компания стабильно росла нужна сыгранная команда. Любой новый сотрудник проходит адаптационный период, однако при быстрой текучке кадров сложно сформировать хорошую команду.
Решение — бизнес-коуч с сильной компетенцией по командообразованию. Коучинговый стиль управления — самый эффективный стиль. Задача собственника компании — научиться самому и научить своих руководителей такому стилю управления.
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_682,h_1024/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2024/02/anastasija-amelkina-682x1024.jpg)
Не многие знают, что успех Apple, Google и других великих компаний обязан тому, что с помощью коуча Билла Кэмпбелла были сформированы результативные команды и психологический комфорт в коллективах.
4. Сотрудники не заинтересованы в росте компании.
Частая причина — директивный стиль управления (как в 90-х) или неверная система мотивации.
Решение — дать больше свободы команде через работу с мышлением собственника и настроить систему мотивации так, чтобы сотрудники были заинтересованы в росте компании. Планы должны быть адекватными и не иметь цели срезать зарплаты сотрудников. Поверьте, что команда, которой дают возможность генерить идеи и брать ответственность за их реализацию — двигатель компании.
5. Недовольство клиентов.
Малое количество компаний замеряет уровень удовлетворенности клиентов и показатели повторных продаж. С каждым годом конкуренция растет все больше, клиенты становятся более требовательными.
Важно создавать вау-эффект у своих клиентов. Нужно только правильно определить, в чем именно он должен проявляться, чтобы это было экономически выгодно.
Решение — определить ключевые клиентские ценности и стать в этом лучше конкурентов. Как определить? Проводить стратегические сессии с командой.
Масштаб бизнеса равен масштабу мышления собственника. За каждым собственником стабильно развивающейся компании стоит либо бизнес-коуч, либо бизнесмен-наставник, обладающий навыками коучингового управления.
Инструменты тоже важны, но детально изучать инструменты и виртуозно ими владеть должна команда, а не собственник. Поэтому формирование правильной команды имеет важнейшее значение.
кризисный бизнес-коуч Анастасия Амелькина