Что такое мода? Почему мы стараемся угнаться за ней, точно зная, что мода скоротечна? У нас нет другого выхода, ведь на протяжении всей истории одежда значила очень много. И не только потому, что защищала от непогоды, — она определяла место человека в обществе.
Известнейшие исследователи прошлого говорили, что одежда — не столько защита для тела, сколько его продолжение, и даже часть личности. То, как мы выглядим, неотделимо от времени, политической, экономической и социальной ситуации. Ведь одежда с древнейших времен играет не только утилитарную, но и социально разделяющую роль.
Сегодня, конечно, уже нет серьезных ограничений относительно того, что можно или нельзя носить, — они сохранились только на уровне этикета и здравого смысла. Однако еще совсем недавно в законах Франции, к примеру, существовала запись, которая запрещала женщинам носить брюки. Только представьте, до 2008 г. был юридический запрет на ношение брюк, конечно, давно ставший пережитком, но тем не менее обозначенный на бумаге!
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_389,h_1024/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2020/05/uhanova1-389x1024.jpg)
Одежда по статусу
На протяжении многих веков люди не могли просто так носить неподобающую им по статусу одежду. Во-первых, представители низших слоев не позволяли себе тратить средства на дорогие ткани, аксессуары, декор и украшения; во-вторых, существовали идеологические запреты — ведь попытка произвести несоответствующее статусу и месту в социуме впечатление могла быть расценена как самовольство, недопустимое для человека низкого сословия.
К примеру, в эпоху феодализма сюзерены запрещали своим вассалам одеваться богаче и ярче, чем они, а в конце XIII столетия в Европе появились законы против роскоши и чрезмерных расходов на одежду, так как христианские традиции добродетели и простоты признали несовместимыми со слишком яркой одеждой и украшениями. Принадлежность к тому или иному слою или социопрофессиональной группе регламентировала буквально все: количество одежды, предметы одежды, ткань, из которой она сшита, цвета, в которые покрашены ткани, меха, украшения и все аксессуары костюма.
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_681,h_1024/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2020/05/uhanova2-681x1024.jpg)
Перемены к лучшему
В XIX в. по всему западному миру начался стремительный рост массового производства, и одежда, аксессуары, украшения стали символами хорошей жизни, нового, более высокого и желанного для многих социального статуса, который впервые стал доступен и достижим за деньги. Но главный переворот в вопросах моды произошел в начале ХХ столетия, когда во время Первой мировой войны женщины стали играть более важную, заметную и активную роль в жизни общества. Корсеты канули в прошлое, юбки стали короче, а широкополые шляпы, в шутку называемые «бельевыми корзинами», сменились аккуратными шляпками в стиле ранней Коко Шанель.
В России смена политического курса в 1917 г. кардинально изменила и моду, которая взяла ориентир на национальные традиции и художественное движение авангарда (к сожалению, уже к концу 1920-х гг. правительство новой страны отказалось от эстетики авангарда). Женщины советской страны изначально имели те же права, что и мужчины, поэтому играли не менее заметную роль в построении нового общества, чем представители сильного пола. Появились женщины-символы, женщины-музы и женщины-функции. Наши прабабушки заняли кабинки машинистов, сели за рули комбайнов и другой техники.
Советская мода
Одежда советской женщины была в первую очередь удобной, о красоте и привлекательности для противоположного пола речь не шла. Более того, порядочность и политическую благонадежность женщины в 1930—1940-е гг. в СССР оценивали по ее внешнему виду.
Помните наивную борьбу одной из самых ярких героинь произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» с заморской Вандербильдихой: «Эллочка приобрела у домашнего скорняка Фимочки шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), завела себе голубиную шляпу из аргентинского фетра и перешила новый пиджак мужа в модный дамский жилет».
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_534,h_704/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2020/05/uhanova3.jpg)
Эллочка — классическая представительница слабого пола эпохи НЭПа, очень скоро подобных ей стали не просто высмеивать, но и осуждать. Излишне нарядные, накрашенные или слишком по-западному одетые женщины подвергались жестокой критике. Украшать себя чем-то большим, чем партийный значок, стало крайне нежелательным. Женщин, носивших украшения, высмеивали, преподнося в карикатурах мещанками и сторонницами старого царского режима. Врагом народа можно было запросто стать не по фамилии или родственным связям, а из-за слишком нарядного или иностранного платья, белья или чулок…
При этом в конце 1930-х гг. советский журнал «Модели сезона» публиковал на своих страницах модели вечерних нарядов и платьев для коктейлей, которые демонстрировали идеально ухоженные женщины, далекие от реальности. Но когда в 1935 г. французская кутюрье итальянского происхождения Эльза Скиапарелли разработала небольшую коллекцию моделей для советских женщин, состоявшую из простого черного платья, красного пальто на черной шелковой подкладке и вязаной шапочки, украшенной фирменным знаком Скиап — застежкой-молнией и кармашком, это вызвало недоумение принимающей стороны, как излишне скромной.
Символом советской моды должно было стать нечто гораздо более презентабельное, в большей степени соответствующее образу идеального мира, якобы существующего в СССР, но имевшего мало общего с повседневной реальностью. Эстетика костюмов, которые создавали специалисты московского Дома моделей в то время, стилистически и идеологически идеально соответствовала всем нормам и канонам социалистического реализма, по факту — не существовавшего. Подавляющему большинству советских женщин некуда было отправиться в коктейльном платье, да и приобрести его в универмагах страны было непросто.
![](https://sp-ao.shortpixel.ai/client/to_auto,q_glossy,ret_img,w_803,h_1003/https://vmodeonline.ru/wp-content/uploads/2020/05/uhanova4.jpg)
Все изменилось в 1990-х гг., после перестройки, когда в Россию хлынул поток иностранных товаров, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы, но до этого советским женщинам пришлось пройти непростые этапы трофейной моды, самострока, импорта из-под полы и тотального дефицита. Неизменным оставалось только одно — стремление женщин быть красивыми!
В России смена политического курса в 1917 г. кардинально изменила и моду, которая взяла ориентир на национальные традиции и художественное движение авангарда
Текст: Полина Уханова, МВЦ «Музей Моды»