В течение веков о нижнем белье вслух не говорили. И даже мысли о нем считались постыдными. Для приличных девушек XVII–XVIII вв. надеть панталоны — позор! Но почему долгое время дамы стеснялись их носить? Сегодня мы поговорим о самой «темной» и «скрытной» красоте в истории моды…
Королевский каприз
Необычную моду породило забавное происшествие. Однажды на сцене придворного королевского театра одна молоденькая и неопытная балерина неудачно прыгнула, зацепилась юбкой за кулису — и упала на спину, представив на обозрение публике все то, что обычно принято скрывать. Понятное дело,весь зал ахнул, замер, и стало совсем не до спектакля. И вроде бы все довольны, но вот беда — среди гостей сидел сам король Людовик XIV: в одно мгновение он перестал быть центром внимания, что сильно его рассердило. На следующий день вышел высочайший указ «о панталонах предосторожности», и на полицию легла дополнительная обязанность: тщательно блюсти за исполнением государевой воли. Только представьте себе, какая деликатная работа легла на плечи полицейских! Смышленые актрисы быстренько обыграли приказ монарха себе на пользу: стали шить панталоны из золотой и серебряной парчи, акцентируя внимание на пикантных местах. Следом эту моду подхватили и куртизанки. Примечательно, что этот предмет туалета закрепился именно за ними — долгое время девушкам носить панталоны считалось крайне неприличным: они относились исключительно к мужскому гардеробу.
Галантный век
В дошедшем до нас письме XVIII в. французский путешественник с изумлением сообщал приятелю, что «итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки». Так в обществе надолго укоренилось мнение: исподнее поддевали исключительно распущенные девушки из низших слоев общества, а приличные дамы ходили вообще без нижнего белья. Не рекомендовали его и врачи — считали, что женщине необходима «вентиляция органов во избежание болезней и дурного запаха». Действительно, в галантном XVIII в. леди из высшего света нижнего белья не носили. И в мыслях такого не было. Это подтверждает пикантная картина французского художника Франсуа Буше «Девушка, поднимающая юбку». Поэтому все панталоны, что видим в кино про куртуазный XVIII в., — неправда: сделано это ради цензуры и сохранения общей атмосферы романтизма. Посмотрите хотя бы начало оскароносного фильма Милоша Формана «Амадей», где маленький Моцарт играет с девушкой, у нее поднимаются юбки, и видны панталоны. На самом деле такого, конечно, быть не могло.
«Покажите мне хотя бы щиколотку, и мое воображение дорисует все остальное!»
Дон Жуан
Культурный переворот
Перемены в культуре ношения нижнего белья произошли в обществе после Великой французской революции в конце XVIII в. Первые панталоны, ставшие предметом повседневной одежды герцогинь, появились примерно в 1820-х гг. И, похоже, не отличались практичностью. «Это самая уродливая вещь,какую мне доводилось видеть; больше никогда их не надену. Я подметала подолом платья мостовую, боясь, что кто-нибудь их увидит… моя первая пара из канифаса с настоящими швейцарскими кружевами теперь совершенно непригодна, поскольку я потеряла одну штанину и сочла непристойным поднимать ее, так и ушла, оставив штанину лежать посреди улицы, хотя кружева стоили шесть шиллингов за ярд. А на прошлой неделе я увидела эти кружева на противной миссис Спринг, которая украсила ими манишку. Я сказала ей, что кружева мои, и показала оставшуюся у меня штанину, но она ответила, что сама их купила, — какая наглость. Надеюсь, эти ужасные панталоны недолго будут в моде, они просто невыносимы», — отрывок из книги Розмари Хоторн «Неглиже. Нескромный взгляд под…»
Нижнее белье во все времена оставалось объектом споров и обсуждений. Оно менялось,трансформировалось и всегда оставалось культом всего человечества
Викторианская эпоха
Лишь в долгую Викторианскую эпоху нижнее белье основательно вошло в моду. Строгая мораль королевы Виктории распространялась на все сферы жизни и вынуждала женщин одеваться буквально с головы до пят. Но поскольку в то время носили кринолины (юбки с продетыми в них обручами из стали, камыша), то в середине XIX в. случались курьезы. Так, девушка могла случайно зацепиться обручем кринолина, потерять равновесие и перевернуться таким образом, что юбки оказывались на голове. Конечно, для дамы продемонстрировать исподнее — это ужаснейший конфуз, но зато радостное зрелище для мужчин: господа в ту пору приходили в возбуждение даже от увиденной женской туфельки.
Автор: Руслан Мигранов, историк моды, витринист, преподаватель