Суббота, 20 апреля, 2024
More

    Новые

    Дон Сальвадор, на сцену!

    Дон Сальвадор всегда на сцене! Сверхэксцентричный Дали был гением саморекламы, его появление на людях всегда вызывало ажиотаж. Беспокойный, авангардный, загадочный, шокирующий художник, чей многогранный талант однозначно повлиял на развитие мировой культуры и искусства, стал признанным гением еще при жизни. 

    Творчество Дали опережало время, он охватывал своим необычным разумом всю Вселенную, обнажал свое мировоззрение, создавая яркие и противоречивые образы. Несмотря на то, что всю жизнь Дали был на виду, он остается одной из величайших загадок столетия. 

    Судьба гения

    Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 г. в семье нотариуса Сальвадора Дали-и-Куси и его жены Фелипы Доменеч в Фигерасе, в городке северной Каталонии, расположенном в Ампурданской долине. 

    Первые годы Сальвадора были наполнены всепоглощающей родительской любовью, которая, к сожалению, стала последствием угрызений совести и страха потерять сына. Старший брат Сальвадора не дожил до двух лет — умер от заболевания желудочно-кишечного тракта. 

    Чета Дали-Куси не отказывала маленькому Сальвадору ни в чем и старалась исполнить даже самые необычные пожелания мальчика.  При этом отец желал видеть своего ребенка обычным и считал его творческие увлечения блажью, а набожная мать регулярно водила сына к могиле брата. 

    Но к пяти годам у Сальвадора развилось необычное мировосприятие: он был уверен, что родительская любовь предназначена умершему брату, и их внимание —  это лишь попытка договориться с совестью. 

    Чтобы обосновать свое право быть любимым сыном, Сальвадор провозглашает себя реинкарнацией брата и всячески манипулирует родителями. 

    Душевный конфликт, огромная фантазия, вседозволенность, большой творческий потенциал — наилучшая почва для взращивания гения. И, конечно, внешний вид такой творческой личности не мог быть ординарным. В годы учебы в Королевской академии изящных искусств в Мадриде Сальвадор одевался в эксцентричные старомодные костюмы, носил кудри до плечей, бакенбарды, длинный плащ и шляпу с полями. Когда пришла слава, Дали выбрал для себя образ светского щеголя. 

    «Визитная карточка» художника — его длинные усы, которые сам маэстро называл «антеннами для восприятия искусства» и постоянно менял их форму. Эпатажность в одежде всегда была следствием «влияния идей», владевших мастером в тот момент. 

    Дали ходил в пиджаке из кожи жирафа, мятых бархатных штанах пурпурного цвета, золотых туфлях с загнутыми носами и парике, похожем на веник. 

    На бал в свою честь он надел шляпу, украшенную протухшей селедкой. На лекции в Нью-Йорке предстал перед студентами в золотом космическом скафандре, перед студентами Лондона — в костюме водолаза-глубоководника «для погружения в подсознание». Гулял по Парижу с муравьедом на золотой цепочке, в Риме появился обнаженным из кубического яйца. 

    Спасти искусство от пустоты

    Шокирующий и скандальный Дали никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир. 

    С революционером моды Эльзой Скиапарелли Сальвадора объединяла общая цель — выйти за приличные рамки восприятия. 

    Шляпа-котлета, шляпа-туфля, шляпа-яичница, шляпа-чернильница, сумка-телефон, пудреница-циферблат, платье-скелет, платье-слеза, платье с лобстером — вот лишь небольшой список их совместных творений, которые вызывали и бурю восторга у поклонников авангардной моды, и море негодования у ее противников.

    Дали придумывал дизайн ювелирных украшений для любимой Галы, которые были искусно исполнены другом-ювелиром Карлосом Алемани. Эти шедевры сходили прямо с его картин, как, например, часы с полотна «Постоянство памяти», а знаменитые «Рубиновые губы» до сих пор часто цитируются ювелирами.  Он создавал также дизайны мебели, посуды, театральных декораций, витрин, и, конечно не мог обойти стороной дизайн одежды. Совместно со своим давним другом Кристианом Диором в 1950 г. в Бразилии был представлен футуристический «Костюм для 2045 года». 

    Впоследствии и Ив Сен-Лоран, и Карл Лагерфельд также обращались к сюрреалистическим образам Сальвадора Дали. Эксцентричный Джон Гальяно в кутюрной коллекции Christian Dior Зима—Осень-2007 выпустил на подиум модель в шляпке-палитре. Раф Симонс, Мэри Катрантзу создавали принты для своих коллекций, основываясь на картинах Дали. 

    Всем известное платье с лобстером, в котором герцогиня Виндзорская шокировала публику на королевском приеме, было не раз копировано потомками The Rodnik Band (2011), Betsy Johnson (2010), Heal Fashion Lab (2009), Alexander McQueen (2009), Szeto (2004) и многими другими. 

    Иллюстрации и фотографии сюрреалиста украшали обложки модных журналов — Harper’s Bazaar, Vogue и даже Playboy. 

    В свою очередь, я как дизайнер отдала дань Мастеру, используя его имиджи для участия в международном конкурсе по кутюрной вышивке в Лондоне Hand&Lock, и, возможно, благодаря этому получила серебряную медаль. 

    Талант Сальвадора Дали настолько многогранен, что он влиял и еще долго будет влиять на мировую культуру, искусство и умы людей. И, как он сам говорил: «Меня зовут Сальвадором-Спасителем, я призван спасти искусство от пустоты».  

    Новое

    К ПРОЧТЕНИЮ

    Раз в неделю мы отправляем подборку с самыми популярными статьями.